Тезаурус

 «Говорим на одном языке»

Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. В. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — -808 с.- (Словари). III23 Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Гениальность (от лат. genialis — обладающий гением, исключительно талантливый) — высший уровень развития способностей — и общих, интеллектуальных, и специальных. О ее наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Гений (лат. genius) — высшая степень творческой одаренности и таланта. Относят к человеку, обладающему высшей степени одаренности.

Дети одаренные - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность к музыке, рисованию, технике и пр. Детскую одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения, при прочих равных условиях, своих ровесников; на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности.

Детство - термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза - от рождения до подросткового возраста. Согласно принятой периодизации, детство охватывает: 1) младенчество - от рождения до одного года; 2) детство раннее - один-три года; 3) возраст дошкольный - от одного года до шести-семи лет; 4) возраст школьный младший - от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

Задатки - природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Точных сведений, в чем именно они состоят, нет: то ли это некоторые свойства нервной системы, то ли какая-то специальная предрасположенность. Задатки неспецифичны и многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Однако нельзя считать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

Индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других. Отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств.

Индивидуум (лат individuum — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующим организм; 2) отдельный человек, личность.

Интеллект (от лат. intellectus -- познание, понимание, рассудок) — ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.  Иное понятие И. определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и т. д. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Метод (метод исследования) (греч. methodos) — способ организации деятельности, обосновывающий нормативные приемы осуществления научного исследования.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Различают: 1) О. общую - способность усвоения любого материала; 2) О. специальную – способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. Первая - показатель общей, Вторая особой одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат: 1) уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; 2) уровень развития его мотивационно-волевой и эмоциональной сфер; 3) развитие производных от них компонент учебной деятельности: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени его активного применения. О. определяется не только уровнем развития активного познания (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития.

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Одаренность - 1) Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность одних способностей за счет преимущественного развития других.

2) Общие способности или общие характеристики способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3) Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4) Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5) Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей.

 Развитие умственное: уровень - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Способность - 1) определяется как индивидуально - психологические особенности человека, выражающие его готовность  к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимается высокий уровень интеграции генерализации психических процессов, свойств, отношений действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. 2) По Р. Кеттелу - черта характера, определяющая умение и эффективность в достижении целей. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу, и индивидуально-варьируемые. Подчеркиванием связи способностей с успешным осуществлением деятельности круг индивидуально-варьируемых особенностей ограничивается лишь теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Итак, в число способностей не попадают свойства темперамента и характера. А слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых свойств, оставляя за его пределами навыки, умения и знания.

Талант (греч. talanton) - 1) выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, одаренность; 2) одаренный человек. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. – 2-е изд., стер. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 864 С. – (Фундаментальные словари) 2005. 

Интеллектуал - человек, занимающийся сложными видами умственной деятельности или живущий духовными интересами.

Новатор - человек, занимающийся интеллектуальной деятельностью и привносящий в эту деятельность новые, прогрессивные идеи.

Внимание - свойство человека, проявляющееся в способности сосредоточить мысли, зрение, слух на чем-либо.

Восприятие - свойство человека, проявляющееся в способности воспринимать явления внешнего мира и формировать их образ.

Размышление - интеллектуальная деятельность, представляющая собой осмысление чего-либо, последовательность рассуждений и умозаключений о чем-либо.

Самообразование - интеллектуальная деятельность, результатом которой является приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

Знание - свойство человека, проявляющееся в наличии у него совокупности сведений, информации в какой-либо области.

Интеллект - совокупность признаков человека,  проявлявшихся в наличии у него мыслительных способностей, умственном развитии.

Самоанализ - свойство человека, представляющее собой способность к анализу, оценке собственных поступков, переживаний.

Еникеев М.И.   Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

Одаренность - общие способности, обеспечивающие индивиду возможность высокопродуктивной деятельности в определенном направлении (математическая, музыкальная, литературная, художественная, научная, спортивная).

Одаренные дети  - дети, обладающие общими предпосылками к высокому развитию специальной способности (музыкальной, художественной технической и др.). Основными проявлениями одаренности являются быстрое умственное развитие детей, высокий коэффициент их интеллектуальности, креативные и дивергентные качества интеллекта.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей, проявляющихся в результатах деятельности, отличающихся оригинальностью, высоким качеством н социальной значимостью. В рисовании, музыке, лингвистике, математике, талант проявляется в раннем возрасте. Наблюдаются возрастные максимумы творческой продуктивности в различных  видах деятельности. Проявлению таланта содействует отсутствие жесткой регламентации поведения индивида, творческие способы обучения, образцы для подражания, благоприятные социальные условия.

Скачать "Тезаурус"