Для выявления запросов педагогов в распространении эффективных практик опыта педагогов-наставников, подготовивших победителей и призёров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников и готовности использовать новые методы и приемы ими в своей педагогической практике участникам XI Областного форума педагогов, подготовивших победителей и призёров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников 2019/2020 учебного года была предложена анкета.
Анкетирование проводилось среди участников Форума с 30 ноября по 14 декабря 2020 года после их знакомства с содержанием методических семинаров, подготовленных педагогами-наставниками, из числа вошедших в ТОП-47 лучших педагогов, подготовивших победителей и призёров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников 2019/2020 учебного года. Их вниманию было предложено 16 семинаров «Опыт олимпиадного тренера», подготовленных 18 педагогами региона по всем предметным областям, включенных во Всероссийскою олимпиаду школьников.
Педагоги проявили заинтересованность в изучении приемов и методов, используемых педагогами-наставниками при подготовке обучающихся к ВсОШ. При ответе на вопрос «Какие педагогические приемы по подготовке обучающихся к участию в ВсОШ, представленные педагогами – наставниками, стали для Вас новыми?», они отметили следующие приемы:
- использование материалов центра "Сириус" для подготовки школьников к олимпиаде;
- прием «цитатная таблица» (логика символов, деталей, ключевых фраз);
- приём учебного заказа;
- включение ученика в коллективные общественно значимые виды деятельности;
- использование ресурсов дистанционных курсов "Дополнительные главы по геометрии 7-9";
- использование принципа опережающего уровня сложности;
- принцип активности знаний;
- принцип опережающего уровня сложности;
- социальное проектирование;
- построение траектории подготовки к олимпиаде по МХК;
-понятийное колесо, метод ассоциаций и другие.
Большинство приемов, с которыми педагоги познакомились в ходе методического семинара, они планируют использовать в своей работе. При ответе на второй вопрос анкеты, педагоги отмечали и знакомые им приемы, о результате применения которых для подготовки обучающихся к ВсОШ они получили более полное представления в ходе просмотра методического семинара. Примерами таких методов и приемов, приведенные педагогами, можно назвать такие:
- понятийное колесо при работе с иллюстративным материалом;
- создание индивидуального маршрута обучающегося;
- работа с джутовым шнуром;
- поэтапность, мотивация, доступность, уверенность;
- командная работа обучающихся при подготовке к олимпиадам
- использование алгоритмов в работе (памятки), алгоритмов для работы с текстом учебника, алгоритм-характеристика исторического сражения, составление ИОМ для каждого обучающегося;
- прием опережающего обучения.
Педагоги региона заявили о желании более подробно познакомиться с опытом работы педагогов-наставников, что указывает на необходимость поиска новых форм трансляции опыта и заинтересованности педагогических работников образовательных учреждений в выявлении и поддержке способных и талантливых детей и молодежи.
Итоги анкетирования показали, что выбор методов и приемов работы со способными и талантливыми детьми, как со стороны педагогов-наставников, так и со стороны педагогов-участников Форума носит ярко выраженный индивидуальный характер.