I Областной чемпионат «Школьные навыки»: итоги школьного этапа

 С 28 по 30 января 2019 года во всех муниципальных районах Омской области и г. Омске прошел  школьный этап I Областного чемпионата «Школьные навыки» для обучающихся 2-х, 5-х классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего образования. Движение   «Школьные навыки» возникло в ответ на вызовы, стоящие перед современным образованием.

Современное общество требует, чтобы обучение в школе обеспечивало формирование читающего и пишущего человека, а также слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей) человека, готового к продолжению образования и умеющего использовать навыки чтения, письма, счета, работы с графическими источниками информации  (в том числе с картой), письменной и устной речи для познания других областей действительности. Областной чемпионат «Школьные навыки» позволяет педагогам сфокусировать свое внимание на решении этих задач уже в начальной школе и первых классах основной школы. Участвуя в Чемпионате, обучающиеся не только приобретают  опыт состязательности, но и получают возможность  продемонстрировать, насколько у них сформированы базовые компетенции и основные школьные умения.  

При   составлении   заданий I Областного чемпионата «Школьные навыки» разработчики взяли за основу компетентностный  и коммуникативно-деятельностный подходы. Первый  проявляется в том, что серия из 6 состязаний позволяет педагогам выявить уровень сформированности разных видов предметных компетенций обучающихся: лингвистическую (умение проводить лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм),  коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) и т.д. Система заданий, опирающаяся на коммуникативно-деятельностный  подход, способствует приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной, практической и т.д.), что благотворно влияет на развитие их личностных качеств и способностей.

Кроме общедидактических принципов, при составлении заданий разработчиками учитывались и такие специфические принципы, как учет индивидуальных возможностей и способностей школьников и учет их жизненного опыта. Отбор содержания заданий производился таким образом, чтобы школьники, отвечая, могли свободно опираться на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Таким образом были созданы условия для поддержки индивидуальных и интеллектуальных способностей каждого ученика, осуществления его свободного индивидуального развития.

На школьном этапе I Областного чемпионата «Школьные навыки»  были представлены задания разных типов, ориентированные на продуктивные и на репродуктивные виды учебной деятельности: устно считать, правильно и красиво писать на русском языке, читать и рассказывать как на русском, так и на английском языке, читать карту.  Задания  строились  на вербальных и визуальных опорах, так как участники состязаний имеют разные виды мышления и памяти.  

Ясность и четкость формулировки заданий школьного этапа чемпионата «Школьные навыки», объективность, простота выявления и оценки результатов  предоставили педагогам богатейший материал для наблюдения  и анализа. Без специальной диагностики школьные учителя получили возможность определить реальный уровень сформированности ключевых компетенций своих учеников и определить зону ближайшего развития каждого из них.

Для мониторинга по вопросам организации и проведения школьного этапа I Областного чемпионата «Школьные навыки»  было определено 4 пилотные площадки: БОУ г. Омска «Гимназия №19», БОУ г. Омска «Гимназия № 9», МБОУ «Дружинская СОШ» и МБОУ «Ключевская СОШ» Омского МР. Специалисты БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» по итогам наблюдения отметили, что во всех образовательных организациях, выбранных для проведения мониторинга, школьный этап I Областного чемпионата «Школьные навыки» прошел организованно и в соответствии с требованиями регламента. Организаторы школьного этапа верно поняли концепцию чемпионата и постарались реализовать ее в полной мере в своих образовательных организациях. Предупредительность и внимание к участникам состязаний, обеспеченность всех участников необходимыми материалами, компетентное жюри – все это позволило создать настроение праздника всем участникам школьного этапа. Тем не менее мониторинг показал, что не все организаторы школьного этапа придерживались принципа доступности и добровольности участия в чемпионате. В связи с этим по итогам мониторинга рекомендовано придерживаться  принципа добровольности участия для всех обучающихся, что в свою очередь обеспечит массовость и будет содействовать раннему выявлению обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности в различных предметных областях. Также рекомендовано уделить особое внимание информационному обеспечению школьного этапа: организовать наличие информационного стенда, содержащего эмблему чемпионата, информационное объявление, расписание состязаний, обеспечить информационное сопровождение на сайте образовательной организации и т.п. С целью популяризации чемпионата, обеспечению преемственности и прозрачности рекомендовано привлекать для проведения состязаний обучающихся старших классов. С целью объективности оценивания результатов и выявления абсолютных победителей рекомендовано привлекать для работы в составе жюри родителей обучающихся.

I Областной чемпионат «Школьные навыки» благодаря своей практической направленности получил широкую поддержку в школах Омской области. В школьном этапе приняло участие более 11 тысяч обучающихся 2-х и 5-х классов.  Участники, набравшие наибольшее количество баллов из 60 возможных по всем состязаниям чемпионата, получили почетное право представлять свою образовательную организацию  от параллели 2-х классов и параллели 5-х классов на муниципальном уровне. По просьбам родителей для участников состязания «ЯзыкознаниУм» на муниципальном этапе будут предложены задания не только на английском языке, но и на немецком и французском языках.

Более 500 абсолютных победителей  встретятся с 25 по 28 февраля 2019г. на муниципальном этапе  чемпионата, который пройдет в каждом  муниципальном районе Омской области и г. Омске. Желаем всем удачи!